Учитель-дефектолог

МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №4»

Григоренко Татьяна Николаевна

Учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Образование – высшее

Иркутский государственный педагогический университет

Общий педагогический стаж – 15 лет.

Кто такой дефектолог и чем он может помочь вашему ребенку?

Приводя своего ребенка на занятия к дефектологу, родители спрашивают: «Что делает дефектолог?» «Чем занимается? Зачем нужен дефектолог?»

Сегодня мы ответим на эти вопросы.

Кто такой дефектолог? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это учитель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом и (или) психическом развитии.

Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог:

1.Вызвать желание учиться посредством мотивации.

2.Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии ребенка.
  • Осуществляет обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Отслеживает соответствие выбранной программы уровню развития ребенка.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей; усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности.
  • Занятия строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.
  • Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на сопровождении.

Функции учителя-дефектолога:

  • Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  • Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  • Развивает коммуникативные способности детей.
  • Развивает ведущий вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на учебную деятельность.

            Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей и педагогов. За каждым ребенком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам. Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития ребенка.

  Мифы о работе учителя-дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что учитель-дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

 Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Информация для родителей

Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий

Мелкая моторика — это интересно

Подготовка к обучению письму

Где право, а где лево? Учимся ориентироваться в пространстве

Развиваем память, внимание, мышление у детей 6-7 лет с ЗПР